Искусство аккомпанемента: теория и практика (О.А. Филиппова)
Искусство генерал-баса, имеющее многовековую историю и дошедшее до нас и как практическая форма музицирования, и как оригинальная музыкально-теоретическая система, уже в пору своего расцвета в эпоху барокко являло собой одновременно и нормативную исполнительскую практику, и одну из важнейших сторон в учении о композиции. Любая попытка систематизации столь значительного и многоаспектного явления как генерал-бас неблагодарна, но и необходима; ибо она позволяет в наиболее полной мере оценить все разнообразие сокрытых в нем моментов, которое проявляется в различных типах аккомпанемента (от простого склада до контрапунктически насыщенной фактуры), в стилистической и жанровой дифференциации реализации континуо, в палитре возможных фактурных и динамических нюансов, в богатой системе украшений и музыкальных фигур.
Предлагаемый обзор основных моментов теории и практики генерал-баса сопровождается практическими примерами и рекомендациями к исполнению basso continuo.
 
Basso continuo эпохи раннего барокко (О.В. Мартынова)
Среди круга проблем, связанных с теоретическим и практическим освоением начального периода существования basso continuo, находится история его возникновения, отражение новой практики музицирования в произведениях и теоретических источниках того времени (сочинения Пери, Каччини, Кавальери, Виаданы, Ортиса и др.), а также исследование содержащихся в них исполнительских указаний. Особого внимания заслуживают вопросы голосоведения в вокальной и инструментальной музыке, а также изучение специфики инструментального состава basso continuo того времени (о чем идет речь, к примеру, в трактате Фр. Бьянкьярди, 1607) и практики введения голосов в полифоническом basso continuo.
Практика генерал-баса раннего барокко, в настоящее время еще не достаточно изученная и примечательная, прежде всего, своими отличиями от более известной позднебарочной традиции, во многом, однако, определила развитие искусства итальянского континуо последующего времени, чем оказала значительное влияние и на развитие всей европейской музыки XVII-XVIII веков.
 
Искусство генерал-баса как наука:
ряд исторических наблюдений на материале немецких трактатов XVIII века
(Т. Кристенсен)
В общем понимании генерал-бас рассматривается как исполнительская практика музыки барокко, заключающаяся в игре гармонических структур, реализуемых клавиристом на основе басовой линии континуо. Аккорды, воспроизводимые им, придают музыкальному произведению его гармоническую структуру и своеобразный «задний план». Однако, в XVIII веке генерал-бас трактовался намного шире, чем лишь только простая практика аккомпанирования. Поскольку он включал в себя исполнение аккордов и их соединений посредством голосоведения, генерал-бас представал также языком и моделью «гармонической» музыкальной теории. Поэтому практически все аспекты гармонии и композиции могли быть объяснены посредством генерал-баса. Предлагаемый доклад освещает ряд педагогических проблем музыкальной теории, заключенных в руководствах по генерал-басу, которые были изданы в Германии в XVIII веке; в частности, для особого обсуждения и иллюстрации будет предложено так называемое «правило октавы».
 
Цифрованный контрапункт, или контрапункт versus генерал-бас (С.А. Хлыбова)
Цифрованный бас, имевший фундаментальное значение для всего музыкального барокко и превративший его в истинную «эру генерал-баса» (Х. Риман), в первой половине XVIII века интенсивно соприкасается с богатством контрапунктических (и, прежде всего, имитационных) форм. Взаимодействие генерал-баса и контрапункта, во многом сформировавшее высокое и позднее барокко, можно определить и как примечательную конфронтацию вертикального и поли-горизонтального мышления, и как художественное содружество, гармонично реализовавшееся в композиторской практике.
Процесс гармонизации контрапункта, явивший своей кульминацией гений Й.С.Баха, стал, как известно, и началом конца великой эры контрапунктического искусства. Тенденция полифонизации генерал-баса вела, с одной стороны, к пониманию контрапунктического искусства как вершины мастерства в импровизации фактуры, требующего от континуиста дополнительных умений и значительного композиционного таланта; с другой стороны, именно контрапункт как ничто иное конфронтировал цифрованной бас с разного рода фактурными, гармоническими, ладовыми и нотационные трудностями. О некоторых из них, на примере трудов и музыкальных сочинений Й.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Маттезона, Г.Ф.Телемана, К.Ф.Э.Баха и др., пойдет речь в предлагаемом докладе.
 
Роль орнамента во французской и немецкой практике расшифровки генерал-баса
(Е.В. Бурундуковская)
Неотъемлемым качеством искусного континуиста являлось умение во вкусом и «в стиле» вносить украшения в исполняемую им музыку. Так, арпеджирование, одно из важнейших средств при игре на клавесине, в разнообразных и искусных вариантах нашло свое отражение и в клавесинных аранжировках генерал-баса. Во Франции одним из специфических признаков «французского» арпеджио стали проходящие диссонирующие звуки, так называемые tierces coulees. Трели, также сделавшиеся непременным элементом расшифровки цифрованного баса «во французском вкусе», могли исполняться как на самих басовых нотах, так и в других голосах аккорда.
В немецких трактатах термин «арпеджио» встречается, в противовес французской практике, преимущественно в связи с ритмически фиксированным раскладыванием аккорда, часто напоминающим скрипичные фигурации, и, по словам И.Д.Хайнихена, арпеджированием следует пользоваться «лишь в тех местах, где оно не может помешать солисту». Привнесение орнамента в исполнение цифрованного баса в виде трелей, форшлагов (апподжиатур) и т.д., является, по мнению авторов немецких трактатов, важнейшим моментом в художественной практике генерал-баса.
 
Французское кон-тинуо и кон-тект: о влиянии сольной фактуры
на искусство «гармонического аккомпанемента»
(Н.Х. Триандофилова)
На фоне итальянских и немецких трактатов XVII-XVIII веков, допускающих бoльшую импровизационность в процессе моделирования аккомпанемента, французские источники по генерал-басу в значительной мере ограничивают вкус и свободу исполнителя континуо определенными предписаниями. Характерное гомофонное четырехголосие, регламентированное употребление украшений и арпеджио, гармоническая сдержанность в сравнении с итальянской «расточительностью» и контрапунктическая простота на фоне немецкой изобретательности – таков образец французского континуо в представлении Дандриё, Д?Англебера, Сен-Ламбера, Рамо и др. Вместе с тем, богатая сольная клавесинная литература, традиция транскрипций камерно-ансамблевых сочинений для клавесина и аранжировка клавирных произведений для инструментальных составов представляют многочисленные и разнообразные варианты фактурных конфигураций «гармонического аккомпанемента». Через сочетание предписываемой трактатами строгой размеренности и вдохновенной импровизационности, характерной для эпохи французских клавесинистов, становится возможным процесс реконструкции подлинного звукового облика французского континуо.
 
Бетховен и генерал-бас (Л.В. Кириллина)
Музыкально-теоретические представления и композиторская практика Л. ван Бетховена во многом были связаны с немецким учением о генерал-басе. Об этом свидетельствуют сохранившиеся материалы занятий Бетховена с его учеником, эрцгерцогом Рудольфом, многие из дошедших до нас высказываний композитора, а также фрагменты его эскизов и сочинений. На основании данных материалов становится ясно, что правильное понимание гармонических процессов и особенностей голосоведения в музыке Бетховена часто не представляется возможным без учета его ориентации на художественную традицию генерал-баса.
 
Практика реализации цифрованного баса на струнных басовых инструментах (П.Г. Сербин)
Один из наиболее часто возникающих вопросов, связанный с исполнением старинной музыки, касается выбора аутентичного инструмента для воспроизведения басовых партий сочинений (как например, «предпочесть ли барочную виолончель или виолу да гамба?»). Струнные басовые инструменты, обычно используемые в континуо для поддержки мелодической линии цифрованного баса, выступают иногда и как самостоятельные аккордовые инструменты. В этом случае от исполнителя требуется не только дополнительное художественное мастерство, но также и умение правильно реализовать цифрованный бас, учитывая специфику своего инструмента (например, в условиях квинтового строя виолончели). В настоящем докладе на материале прямых и косвенных источников предпринята попытка осветить подобную практику исполнения, а также затронуть вопрос о целесообразности реализации цифрованного баса на струнных басовых инструментах при отсутствии другого инструмента, исполняющего партию гармонического континуо.
Используются технологии uCoz