|
Искусство аккомпанемента: теория и практика (О.А. Филиппова)Искусство генерал-баса, имеющее многовековую историю и дошедшее до нас и как практическая форма музицирования, и как оригинальная музыкально-теоретическая система, уже в пору своего расцвета в эпоху барокко являло собой одновременно и нормативную исполнительскую практику, и одну из важнейших сторон в учении о композиции. Любая попытка систематизации столь значительного и многоаспектного явления как генерал-бас неблагодарна, но и необходима; ибо она позволяет в наиболее полной мере оценить все разнообразие сокрытых в нем моментов, которое проявляется в различных типах аккомпанемента (от простого склада до контрапунктически насыщенной фактуры), в стилистической и жанровой дифференциации реализации континуо, в палитре возможных фактурных и динамических нюансов, в богатой системе украшений и музыкальных фигур.Предлагаемый обзор основных моментов теории и практики генерал-баса сопровождается практическими примерами и рекомендациями к исполнению basso continuo. |
Basso continuo эпохи раннего барокко (О.В. Мартынова)Среди круга проблем, связанных с теоретическим и практическим освоением начального периода существования basso continuo, находится история его возникновения, отражение новой практики музицирования в произведениях и теоретических источниках того времени (сочинения Пери, Каччини, Кавальери, Виаданы, Ортиса и др.), а также исследование содержащихся в них исполнительских указаний. Особого внимания заслуживают вопросы голосоведения в вокальной и инструментальной музыке, а также изучение специфики инструментального состава basso continuo того времени (о чем идет речь, к примеру, в трактате Фр. Бьянкьярди, 1607) и практики введения голосов в полифоническом basso continuo.Практика генерал-баса раннего барокко, в настоящее время еще не достаточно изученная и примечательная, прежде всего, своими отличиями от более известной позднебарочной традиции, во многом, однако, определила развитие искусства итальянского континуо последующего времени, чем оказала значительное влияние и на развитие всей европейской музыки XVII-XVIII веков. |
Искусство
генерал-баса как наука:
|
Цифрованный контрапункт, или контрапункт versus генерал-бас (С.А. Хлыбова)Цифрованный бас, имевший фундаментальное значение для всего музыкального барокко и превративший его в истинную «эру генерал-баса» (Х. Риман), в первой половине XVIII века интенсивно соприкасается с богатством контрапунктических (и, прежде всего, имитационных) форм. Взаимодействие генерал-баса и контрапункта, во многом сформировавшее высокое и позднее барокко, можно определить и как примечательную конфронтацию вертикального и поли-горизонтального мышления, и как художественное содружество, гармонично реализовавшееся в композиторской практике.Процесс гармонизации контрапункта, явивший своей кульминацией гений Й.С.Баха, стал, как известно, и началом конца великой эры контрапунктического искусства. Тенденция полифонизации генерал-баса вела, с одной стороны, к пониманию контрапунктического искусства как вершины мастерства в импровизации фактуры, требующего от континуиста дополнительных умений и значительного композиционного таланта; с другой стороны, именно контрапункт как ничто иное конфронтировал цифрованной бас с разного рода фактурными, гармоническими, ладовыми и нотационные трудностями. О некоторых из них, на примере трудов и музыкальных сочинений Й.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Маттезона, Г.Ф.Телемана, К.Ф.Э.Баха и др., пойдет речь в предлагаемом докладе. |
Роль
орнамента во французской и немецкой практике расшифровки генерал-баса
|
Французское
кон-тинуо и кон-тект: о влиянии сольной фактуры
|
Бетховен и генерал-бас (Л.В. Кириллина)Музыкально-теоретические представления и композиторская практика Л. ван Бетховена во многом были связаны с немецким учением о генерал-басе. Об этом свидетельствуют сохранившиеся материалы занятий Бетховена с его учеником, эрцгерцогом Рудольфом, многие из дошедших до нас высказываний композитора, а также фрагменты его эскизов и сочинений. На основании данных материалов становится ясно, что правильное понимание гармонических процессов и особенностей голосоведения в музыке Бетховена часто не представляется возможным без учета его ориентации на художественную традицию генерал-баса. |
Практика реализации цифрованного баса на струнных басовых инструментах (П.Г. Сербин)Один из наиболее часто возникающих вопросов, связанный с исполнением старинной музыки, касается выбора аутентичного инструмента для воспроизведения басовых партий сочинений (как например, «предпочесть ли барочную виолончель или виолу да гамба?»). Струнные басовые инструменты, обычно используемые в континуо для поддержки мелодической линии цифрованного баса, выступают иногда и как самостоятельные аккордовые инструменты. В этом случае от исполнителя требуется не только дополнительное художественное мастерство, но также и умение правильно реализовать цифрованный бас, учитывая специфику своего инструмента (например, в условиях квинтового строя виолончели). В настоящем докладе на материале прямых и косвенных источников предпринята попытка осветить подобную практику исполнения, а также затронуть вопрос о целесообразности реализации цифрованного баса на струнных басовых инструментах при отсутствии другого инструмента, исполняющего партию гармонического континуо. |